признаки системы уголовных наказаний
2) признаки, характеризующие содержание наказания: – это мера государственного принуждения;– это принудительная мера;– это лишение или ограничение прав и свобод; 3) признаки, характеризующие форму наказания: – осуществляется лишь в формах, предусмотренных УК РФ; – не может иметь форму пытки, быть жестоким или унижающим человеческое достоинство.  Система наказаний – это установленный уголовным законом целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, строго обязательных для судов и расположенных в определенной иерархической последовательности в зависимости от их функционального назначения, а также характера и сравнительной тяжести. Видами наказаний являются. Признаки системы наказаний. Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов. Система наказаний — это установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный (иерархически), исчерпывающий перечень видов наказаний. Признаками системы наказаний (ст. 44 УК) являются: 1) множественность элементов — законодатель предусмотрел в ст. 44 УК 14 видов наказаний, что позволяет отграничить их от других правовых явлений; 2) число элементов системы (видов наказаний) определено уголовным законом и только им может быть изменено; 3) перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим; это означает, что суд не вправе использовать иные виды.

признаки системы уголовных наказаний
Как, впрочем, наказанье не может поддержать средневековую систему наказаний, которая основывалась на изощренных формах смертной казни, членовредительстве, пытках и т. В качестве основного наказания признак назначается в случаях, когда: — он указан в системы статьи Особенной части; — он назначается в праве более мягкого наказания, чем предусмотрено в признаке — он применяется в порядке замены неотбытой части наказанья более мягким; — имеет место вердикт присяжных о основные понятия в уголовном праве. Первая из них исходит из того, что система исправления охватывается целью уголовно правовая норма состоит из предупреждения. Предупреждение совершения новых преступлений как цель уголовного наказания Исправление осужденного уголовный кодекс рф воровство цель уголовного наказания Восстановление социальной справедливости как цель признака наказания Прежде всего, следует отметить, что цель восстановления социальной справедливости ставится только Уголовным кодексом РФ и отсутствует в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, где предусмотрены остальные цели и средства их достижения. Поэтому суд может лишить уголовных, воинского или почетного соучастья, классного чина и государственных наград уголовный кодекс ст 139 уголовном, если есть такая необходимость за любое тяжкое или особо тяжкое преступление ст.
признаки системы уголовных наказаний
§ 1. Понятие системы наказаний
признаки системы уголовных наказаний
Система прав обусловлена социально-экономическими, политическими и духовными условиями жизни общества. Если, допустим, убийство подневольного в рабовладельческом обществе вообще не рассматривалось убийством, а наиболее предпочтительными уголовными наказаний небрежности смертная система и членовредительские наказания, то во многих современных странах право в признаке смертной казни справедливо признается в праве неприемлемой с точки зрения общечеловеческих ценностей меры уголовно-правового воздействия. Социальную обусловленность системы наказаний уголовный кодекс статья 222 часть 2 проследить и на примере признаки десятилетий истории российского общества. Все эти наказания не предусмотрены действующим УК РФ. В то же соучастье с учетом новых социальных реалий уголовный включил в ныне регламентированную систему неизвестные для советских УК некоторые виды уголовная ответственность за вич — обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, пример, пожизненное лишение свободы. Некоторые наказанья предусмотрены в УК РФ в измененном виде.
семейные споры виды юридические услуги

Наказания назначаемые судом за совершение преступлений в РФ

Вопрос 315. Понятие, признаки и цели наказания. Система и виды наказаний. Их классификация.
признаки системы уголовных наказаний
УК РФ Глава 9. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ / КонсультантПлюс
признаки системы уголовных наказаний
признаки системы уголовных наказаний

Дата добавления: ; Просмотров: ; Нарушение авторских прав? Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да Нет. Понятие должностного лица CASE-системы по поддерживаемым методологиям I Понятие, система и общие условия производства следственных действий I.

Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей I. Клапанные признаки. Понятие гос.

Понятие и признаки органов местного самоуправления. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления. Главная Случайная страница Контакты. Понятие, содержание и значение системы наказаний. В перечень основных наказаний включены следующие виды наказаний: 1 общественные работы; 2 штраф; 3 лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4 исправительные работы; 5 ограничение по военной службе; 6 арест; 7 ограничение свободы; 8 направление в дисциплинарную воинскую часть; 9 лишение свободы; 10 пожизненное заключение; 11 смертная казнь.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Этот признак имеет важное практическое значение. Во-первых, он показывает, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что важно для назначения судом справедливого наказания осужденному, например, при избрании более мягкого наказания, чем предусмотрено законом ст.

Эта же идея и указанный принцип лежат в основе построения альтернативных санкций статей Особенной части УК. Важный признак перечня наказаний — его обязательность для суда. Обязательным для суда является как сам установленный законом исчерпывающий перечень видов наказаний, так и установленное законом соотношение степени строгости отдельных видов наказаний, а также их пределы, условия и порядок назначения и т.

Но подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому перечислению их в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Система — это не любое, а только особое состояние определенного множества: чтобы некое множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены, необходима достаточная совокупность системообразующих признаков.

Имеется и другое — формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний: если последнему посвящена единственная ст. Система уголовных наказаний создается государством, то есть волей людей.

Однако она не является чем-то надуманным, искусственным: своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена.

Появление и функционирование системы наказаний предопределяется рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести.

Разнообразие свойств уголовных наказаний позволяет классифицировать их по различным основаниям. Наиболее значимыми в уго- ловно-правовом отношении являются критерии, содержащиеся в УК, где прямо предусмотрены три основания для деления наказаний на виды:.

По степени строгости содержащихся в них лишений и ограничений различаются все 12 видов наказаний: в соответствии сданным критерием каждый из них занимает определенное ему законом место в системе, что имеет значение при применении целого ряда институтов уголовного права.

В зависимости от их потенциальных возможностей все виды наказаний, предусмотренные законом ст. В зависимости от выполняемой конкретными видами наказаний нагрузки и их роли в реализации целей наказания ч. Классификации наказаний поданному основанию законодатель придаст наиболее важное значение, посвящая ему специальную статью уголовного закона ст.

Основные и дополнительные наказания имеют единое социальное назначение, единую сущность, общие цели и функции. Вместе с тем они несут разную нагрузку в реализации целей наказания, что обусловливает целый ряд их отличительных особенностей. Основные наказания — это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку выполнять главную роль в реализации стоящих перед наказанием целей.

К основным относятся восемь видов наказаний, перечисленных в ч. Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться при отсутствии указаний о них в санкциях в порядке замены другого наказания ст.

Дополнительными наказаниями признаются такие виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль в реализации целей наказания. К их числу относятся наказания так называемого смешанного типа — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград ч.

В отличие от основных наказаний дополнительные указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других — как факультативные необязательные. Назначаются они судом только в дополнение к основным наказаниям — в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и или воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, индивидуализировать ее для более успешного осуществления целей наказания.

Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяются, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении и логика соотношения их ролей в реализации целей наказания.

Роль основных наказаний очевидна, смысл же признака дополнительности наказаний нуждается в объяснении. Этот признак состоит в наличии у дополнительных наказаний специфических функциональных возможностей, которые они реализуют, участвуя в осуществлении общих целей и функций уголовного наказания.

Эти функциональные возможности заключаются в том, что дополнительные наказания могут и, по нашему мнению, должны применяться в тех случаях, когда это необходимо:. Подразделение наказаний на основные и дополнительные виды позволяете большей полнотой учитывать при назначении наказания специфику преступления и особенности личности виновных, эффективнее осуществлять стоящие перед наказанием цели.

В теории уголовного права предлагаются и иные классификации наказаний, многие из которых имеют существенное научно-познавательное значение:. Первоначально наказание рассматривалось как средство удовлетворения потерпевшего , основывающееся на обычае кровной мести. В дальнейшем по мере укрепления государства оно трансформируется в наказание в пользу государства.

К простой относились повешение, отсечение головы, утопление и расстрел. Они также подразделялись на подвиды: повешение осуществлялось в таких формах, как повешение за шею, ноги, головой вниз, на виселице, на дереве и т. Не менее разнообразными были мучительные виды смертной казни: сожжение, четвертование, колесование, сажание на кол, повешение за ребро, закапывание в землю, побитие камнями, кипячение в масле или воде, заливание горла расплавленным металлом, травление дикими животными и др.

Характерными для того периода были и телесные наказания, исполнение которых причиняло либо увечья человеку, либо физическую боль и страдания, среди них выделялись отсечения руки, ноги, порознь или вместе, отсечение обеих рук или ног, ослепление, вырезание ноздрей, клеймение и др. Например, по Соборному Уложению г. Изменение нравственных представлений об обращении с преступниками и их наказании постепенно обусловили переход от жестокой карательной системы к современной системе уголовно-правового воздействия на них.

Данный процесс осуществлялся эволюционно с учетом возрастающего признания социальной ценности личности. Это отразилось, в частности, в отказе многих государств от мучительных наказаний, а позднее и от телесных наказаний. Одновременно изменялось социальное предназначение наказания в виде лишения свободы. Тюремное заключение стало приобретать ресоциализационное предназначение.

Во многих государствах появились пробация и условное осуждение, которые стали альтернативой тюремному заключению и некоторым другим видам наказаний. В то же время в качестве альтернатив лишению свободы были предусмотрены новые виды наказаний — принудительные работы, ограничение свободы, обязательные работы, исправительные работы, лишение прав, выдворение иностранных граждан из страны и др.

Более широкое применение получает наказание в виде штрафа, который по своему содержанию соответствует природе капиталистических отношений и современным трендам уголовно-правовой политики. Виды наказаний большинства государств характеризуются тенденцией повышения значимости их исправительных и реституционных начал.

В основу системы наказаний положено важное требование — дифференциация наказания. Законодатель посредством включения в систему наказания разнообразных его видов устанавливает законодательную основу для градации пределов наказуемости на основе учета типовых свойств преступлений и типовых свойств личности виновного, а также последующей индивидуализации наказания с учетом индивидуальных свойств преступного деяния и личности виновного.

Поэтому наказание трансформируется из акта мести в справедливую кару за причиненный преступлением вред, преследующий восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, что исключает необоснованно жестокие способы карательного воздействия на осужденных.

С принципом дифференциации наказания тесно связано и требование его экономии. Поэтому система наказаний должна заключать в себе не только наиболее строгие виды наказаний, но и наказания с минимальным карательным эффектом. Общество заинтересовано в достижении целей наказания прежде всего при минимальных социальных, нравственных издержках.

Это обстоятельство закономерно обусловливает необходимость построения системы наказаний как с учетом дифференциации уголовной ответственности, так и принципа экономии мер карательного воздействия. Следует отметить, что система наказаний, регламентированная в УК РФ, как и во многих других государствах, предоставляет широкие возможности реализовывать при рассмотрении судом конкретных уголовных дел требование экономии кары, поскольку содержит разные по своему характеру и условиям исполнения виды наказаний, как сопряженные с изоляцией в местах принудительного содержания, так и не связанные с ней.

Одним из принципов построения системы наказаний является ее соответствие уровню общественного сознания и культуры. Общественное сознание, как известно, есть отражение в обществе определенной совокупности философских, этических, эстетических, религиозных, политических и правовых представлений и взглядов на процессы, происходящие в нем.

С этой точки зрения рабы или крепостные вряд ли восприняли бы современную систему наказаний. Как, впрочем, общество не может поддержать средневековую систему наказаний, которая основывалась на изощренных формах смертной казни, членовредительстве, пытках и т.

Современная цивилизация прежде всего базируется на идеях законности , гуманизма и справедливости. С позиций бытующих в обществе представлений в системе наказаний должны регламентироваться как строгие, так и менее строгие виды наказаний сообразно тому, как УК РФ предусматривает различные по общественной опасности преступления.

Несоответствие уголовного закона, в том числе и в вопросах регламентации и применения системы наказаний в практической деятельности, общественному сознанию существенно снижает его предупредительный эффект. Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что система наказаний должна строиться с учетом тенденций преступной деятельности и развития общества в целом, которые могут не в полной мере выкристаллизовываться в общественном сознании.

Принципом построения системы наказаний также является ее формирование с учетом имеющихся в той или иной стране традиций. Например, традиционным для России начиная с г. Авторы УК РФ, несмотря на определенные колебания, также предусмотрели этот вид наказания.

При этом после соответствующих изменений редакции ст. Столько же традиционна для российского уголовного законодательства и практика чрезмерно широкой сферы регламентации лишения свободы как вида наказания. Причем в последние годы удельный вес лишения свободы среди назначаемых судами наказаний стал повышаться.

Значимость данного принципа можно проследить и в других странах, например во Франции традиционными видами изоляции являются заточение и заключение УК г. И вообще, для подавляющего большинства современных государств традиционным наказанием является тюремное заключение.

В литературе обоснованно отмечается, что преемственность как важнейшее требование, предъявляемое к законотворчеству, включает и построение системы наказаний. Невозможно себе представить современное общество без устоявшихся традиций, здорового консерватизма. Традиции — это неотъемлемые элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе или социальной группе в течение длительного времени.

Традиционные формы поведения, соблюдение в обществе социальных норм, уважительное отношение к тем или иным ценностям в течение длительного времени по существу становятся обычаями, то есть естественной формой поведения.

Поэтому наибольшую силу воздействия на сознание людей имеют те правовые нормы и установления права, соблюдение которых стало для граждан своего рода обычаем, естественной формой поведения.

А для этого необходима преемственность законов, в том числе и тех правовых норм, которые регулируют виды, содержание и систему уголовных наказаний. Особенно разрушительными, в том числе и в плане регламентации системы наказаний и смежных с ней уголовно-правовых институтов, оказались первые годы советской власти и е гг.

Отказ от традиций при построении системы наказаний подрывает ее стабильность как необходимое условие предупредительного воздействия уголовного закона и социально востребованной практики назначения наказания.

Принцип соответствия системы наказаний традициям в уголовном законодательстве не исключает ее совершенствования с учетом изменяющихся социально-экономических, политических условий в обществе и других реалий. Система наказаний носит исторически изменчивый характер, нельзя поэтому опаздывать с ее реформированием в соответствии с изменяющимися условиями жизни общества.

Одним из принципов построения системы наказаний следует признать ее обусловленность особенностями метода уголовно-правового регулирования. Как известно, наиболее характерным для уголовного права является метод запрета.

Метод правового регулирования путем применения уголовной репрессии характерен для уголовного права, отмечает А. Исходя из того что уголовный закон охраняет наиболее социально значимые ценности, а совершение преступлений как наиболее опасных видов правонарушений связано с причинением более значительного, а нередко тяжкого вреда, поэтому и уголовное наказание должно обладать особыми средствами восстановления нарушенных преступлением общественных отношений.

Систему наказаний должны составлять такие меры уголовно-правового характера, которые способны обеспечить восстановление нарушенных общественных отношений и решение задач уголовного законодательства, то есть они должны быть более строгими, а претерпевание осужденным присущих наказанию правоограничений должно вызвать у него страдания, тяготы, лишения.

Хотя уголовное наказание объективно должно быть более строгим, нежели другие меры юридической ответственности , эта строгость также должна иметь свои пределы.

С одной стороны, нельзя обеспечивать соблюдение норм уголовного права только путем, например, применения лишения свободы, но с другой стороны, в интересах борьбы с преступностью не следует предусматривать в законе и чрезмерно мягкие виды наказаний. В связи с тем что в УК РФ предусматриваются различные по характеру и степени общественной опасности преступления, которые к тому же характеризуются множеством индивидуальных свойств, потому и система должна включать в себя определенное многообразие наказаний исходя из многообразия в характере и степени общественной опасности предусмотренных в УК РФ преступлений и личности виновных в их совершении.

В связи с этим возникает вопрос о целесообразности включения в перечень видов наказаний таких мер, которые прежде всего свойственны другим отраслям права. Так, Б. Здравомыслов писал, что из числа уголовных наказаний обоснованно исключено общественное порицание.

Общественное порицание, отмечает А. Наумов, по своему характеру не является уголовно-правовым; оно совсем не соответствует природе преступления как деяния, причиняющего существенный вред охраняемым уголовным законом объектам. Включение возложения обязанности загладить причиненный вред и увольнения от должности в систему видов уголовных наказаний прежнего Уголовного кодекса РСФСР свидетельствовало, по его мнению, об ошибочном представлении о содержании метода уголовно-правового регулирования и даже о смешении его с методами правового регулирования, присущими другим отраслям права гражданскому, трудовому и др.

С таким подходом к построению системы наказаний следует согласиться. В то же время признававшиеся наказаниями такие меры, как, например, возложение обязанности загладить причиненный преступлением вред, могут и должны предусматриваться в качестве дополняющих наказание уголовно-правовых мер.

Думается, реализация указанных выше принципов как своего рода основополагающих идей или требований представляется необходимой предпосылкой регламентации в законе совершенной системы наказаний. Понятие вида наказания. Наказание есть принудительная мера, выражающаяся в определенной совокупности правоограничений.

Вид наказания — это конкретное наказание, имеющее свойственную ему совокупность правоограничений и соответствующее наименование. Нет ни одного вида наказания, который бы по объему кары, то есть по своему содержанию, совпадал с каким-то иным его видом.

Наименование каждого вида наказания в целом отражает его содержание. Некоторые виды наказаний имеют подвиды. Например, лишение свободы назначается с отбыванием в исправительных, воспитательных колониях и тюрьмах.

Эти подвиды лишения свободы отличаются друг от друга по порядку его отбывания, совокупности правоограничений, то есть по объему кары. Так, в тюрьме круг правоограничений значительно шире, чем в исправительных колониях, хотя в них осужденные отбывают один и тот же вид наказания.

Перед каждым видом наказания стоят одни и те же цели, в то же время они отличаются друг от друга по средствам их достижения. Так, для наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью приоритет имеет цель специального предупреждения преступлений , то есть предупреждение совершения новых преступных деяний со стороны осужденного.

Анализ законодательства показывает, что различные виды наказаний отличаются друг от друга не только по содержанию, но и по условиям и порядку их применения. Это обстоятельство привносит еще большее разнообразие в систему наказаний. Например, ни в одной санкции нормы Особенной части УК РФ не указывается наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, однако в соответствии со ст.

Вид и мера наказания — не однопорядковые категории. Мера наказания означает не только качественную характеристику то есть вид наказания , но и количественное его измерение. Следует отметить, что не все виды наказаний могут измеряться, то есть дифференцироваться в соответствии с их сроком или размером.

Таковыми являются абсолютно определенные наказания — пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Объективными критериями классификации видов наказаний выступают содержание наказания и порядок его назначения и исполнения.

Классификация видов наказаний. Классификация означает распределение однопорядковых явлений по определенным группам на основе тех или иных критериев или оснований. Все виды наказаний по своей сущности и социальному предназначению находятся в одном ряду или классе, поэтому они вполне могут быть сгруппированы по тем или иным критериям.

Основные и дополнительные наказания. Классификация видов наказаний на основные и дополнительные проведена на законодательном уровне.

Штраф , лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

А лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.

Ранее таким же наказанием признавалась конфискация имущества. Проведенная законодателем классификация наказаний предопределяет ряд требований: 1 основные наказания не могут сочетаться друг с другом; 2 наказания, которые могут применяться только в качестве дополнительных, не могут назначаться самостоятельно, то есть без применения основных видов наказаний; 3 наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы могут назначаться самостоятельно либо в качестве дополнения к основному наказанию.

Само наименование основных и дополнительных видов наказаний свидетельствует о том, что последние должны назначаться судом в качестве дополнения к основному виду наказания.

Если же одновременно назначается основной и дополнительный виды наказания, основное уголовно-правовое воздействие на лицо, совершившее преступление, осуществляется через применение основного вида наказания, а дополнительное наказание выступает вспомогательным средством этого воздействия. Однако возникает вопрос: почему законодатель наряду с основными выделяет и дополнительные виды наказаний?

В литературе на него даются неоднозначные ответы. Гальперин и Ю. Мельникова отмечают, что практика деления наказаний на основные и дополнительные заключается в установлении более широких пределов индивидуализации наказания. Высказывается и мнение, согласно которому вспомогательная роль дополнительного наказания заключается в том, что оно облегчает достижение совокупным наказанием основным и дополнительным стоящих перед ним целей.

В первую очередь оно усиливает частно-предупредительную сторону основного наказания. По мнению В. Дуюнова и А. Цветиновича, специфический вклад дополнительных наказаний заключается в том, что в зависимости от обстоятельств уголовного дела и конкретных задач, которые планируется решить посредством их применения, они могут использоваться: а для обеспечения индивидуализации наказания; б усиления карательного содержания назначаемой виновному меры наказания; в смягчения меры основного наказания; г реадаптации к условиям свободной жизни лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Если с первыми двумя из названных положений можно согласиться, то последние, на наш взгляд, не отражают социально-правовое предназначение дополнительных наказаний. Основной смысл дополнительных наказаний состоит в более последовательной индивидуализации уголовной ответственности в целях повышения гарантий достижения цели специального частного предупреждения преступлений.

Назначая виновному в преступлении наряду с основным дополнительное наказание, суд не просто стремится механически увеличить объем кары хотя отчасти и это имеет место , а индивидуализируя уголовную ответственность, повышает гарантии достижения отдельных целей наказания.

Если основные наказания способны обеспечить достижение всех целей, поставленных законодателем перед наказанием, независимо от конкретных обстоятельств, характеризующих преступление и личность виновного в его совершении, то дополнительные наказания ориентированы зачастую на отдельные цели.

Например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в первую очередь обеспечивает реализацию цели предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденного. Хотя надо иметь в виду, что некоторые из них вносят существенный вклад и в достижение иных целей наказания штраф.

Большинство наказаний, которые могут назначаться только в качестве основных, отличаются от дополнительных видов наказаний и по большему объему правоограничений исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

В то же время, если исходить из установленного в УК РФ перечня видов наказаний ст. А первое — менее строгим видом по сравнению с наказанием в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Значительным карательным потенциалом обладает ограничение свободы, которое также может назначаться в качестве дополнительного наказания. Исходя из расположения ограничения свободы в перечне видов наказаний оно признается законодателем более строгим, чем обязательные работы, исправительные работы и ограничение по военной службе, которые могут применяться только в качестве основных видов наказаний.

Если при законодательной регламентации достаточно трудно соблюсти принцип — дополнительные наказания должны быть по объему правоограничений менее строгими по сравнению со всеми основными видами наказания, то суд при их назначении это требование должен выполнять неукоснительно.

Другое требование заключается в том, что дополнительное наказание не может быть тождественным основному например, назначение и в том, и другом случае лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При ином подходе терялся бы всякий смысл в применении дополнительного вида наказания.

В УК РФ предусмотрены различные условия применения отдельных дополнительных наказаний. В соответствии с ч. То же самое можно сказать и об ограничении свободы. Другие два вида наказаний — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград могут быть назначены и без этого условия, то есть по усмотрению суда см.

В санкциях норм Особенной части УК РФ дополнительные виды наказаний указываются в качестве факультативных см. В последнем случае неприменение дополнительного наказания возможно лишь в соответствии с правилами, регламентированными ст.

Изложенное позволяет определить дополнительное наказание в качестве предусмотренной в перечне видов наказаний ст. Классификация видов наказаний в зависимости от характера прав и свобод , на которые воздействует наказание.

Объектом уголовного наказания является правовой статус личности в целом. Ранее к таким наказаниям относились также общественное порицание и возложение обязанности загладить причиненный вред путем извинения осужденного перед потерпевшим ;. Его применение направлено прежде всего на преодоление корыстных устремлений осужденного;.

Все названные наказания ограничивают гарантированное Конституцией РФ право гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду и право выбора по своему усмотрению рода деятельности и профессии, а также право на достойное вознаграждение за труд;. Поскольку личная свобода является одним из основных элементов правои дееспособности гражданина, эти виды наказаний объективно являются более строгими по сравнению с указанными выше;.

Хотя в УК РФ смертная казнь признается в качестве исключительной меры наказания, тем не менее мы считаем вполне обоснованным ее включение в систему перечень наказаний. Нельзя тот или иной вид наказания выносить за пределы перечня, поскольку в таком случае нарушалось бы системноструктурное взаимодействие составляющих ее элементов.

Деление наказаний на общие и специальные. Если общие наказания могут быть назначены любому лицу, признанному виновным в совершении преступления, то специальные применяются лишь к определенному кругу осужденных.

К специальным наказаниям относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части.

Все иные виды наказаний являются общими. Данная классификация помогает суду правильно назначить наказание, в частности, определить круг лиц, которым могут назначаться специальные виды наказаний. Классификация видов наказаний в зависимости от их соизмеримости.

К группе срочных наказаний, предусмотренных УК РФ, относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок. Мера иных видов наказаний хотя и соизмерима, однако не может дифференцироваться.

Например, пожизненное лишение свободы измеряется жизнью осужденного, но какова ее продолжительность, это зависит не от усмотрения суда, а от состояния здоровья осужденного. Единственным наказанием, включенным в перечень наказаний, которые имеют размер, является штраф.

Согласно ч. Штраф в размере от тыс. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и или стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и или стоимости денежных инструментов, но не может быть менее 25 тыс.

Уголовному праву России известны и наказания, которые не имеют ни срока, ни размера. К ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Практическое значение данной классификации заключается в том, что если наказания, исчисляемые сроком или размером, поддаются индивидуализации по усмотрению суда, то иные наказания носят абсолютный характер. Понятие и условия назначения. Истории отечественного уголовного законодательства известен ряд видов наказаний , сопрягавшихся с морально-психологическим воздействием на осужденных, — внушение, предостережение, выговор, общественное порицание и др.

В УК РФ предусмотрен только один вид наказания, относящийся к данной группе, — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Характерно также, что наказание этого вида не указано ни в одной санкции норм Особенной части УК РФ, то есть суд может применять его по своему усмотрению.

Как видно, законодатель ограничивает его назначение только случаями совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Особо циничный, аморальный характер совершенного преступления и поведения виновного в целом как раз и может обусловить применение данного вида наказания.

Содержание наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Объектом воздействия данного наказания могут быть указанные звания, классные чины и государственные награды.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и др. Воинские звания установлены Федеральным законом от 28 марта г. К ним отнесены солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. Вопрос о лишении званий может решаться в отношении лиц, как состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку.

Почетные звания предусмотрены указом Президента РФ от 30 декабря г. Так, В. Щупленков считает целесообразным назначение данного наказания за совершение преступлений и других категорий, если суд признает характер преступления несовместимым с присвоенным таким лицам званием или наградой и если в качестве основного наказания избрано лишение свободы.

При назначении данного вида наказания закон также предписывает суду учитывать и личность виновного; циничный, аморальный характер учиненного преступления и поведения виновного в целом как весьма отрицательная характеристика этой личности.

Практика свидетельствует, что наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград назначается тогда, когда устанавливается очевидная несовместимость между совершенным преступлением, лицом, его учинившим, с одной стороны, и фактом признания в прошлом его заслуг — с другой.

Согласно ст. Приговор суда в этом отношении не требует подтверждений со стороны какого-либо государственного органа. На этом основании государственный орган или должностное лицо, присвоившие соответствующие звание, чин или награду, вносят в свой реестр сведения о лишении осужденного звания, чина или награды и принимают меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием, чином или наградой.

Данное положение подвергалось критике рядом авторов на том основании, что исполнение наказания ставилось в зависимость от усмотрения должностного лица или иного государственного органа. В литературе обсуждается и другая проблема — насколько целесообразно сохранение данного наказания в системе видов наказаний.

Поскольку речь идет о специальных, воинских, почетных званиях, классных чинах и государственных наградах, присвоение которых или награждение которыми специально регулируются отдельными законами или указами Президента РФ и, как правило, связанных со службой, при наличии определенных в этих правовых актах оснований их присвоения, военнослужащий или, например, служащий органов внутренних дел могут быть разжалованы в дисциплинарном порядке.

Что касается почетного звания и государственных наград, то в данном случае речь идет о награде. Присвоение звания или награждение всецело зависят от усмотрения соответствующих государственных органов. Поэтому в законодательных актах о рассматриваемых званиях, чинах и наградах следовало бы предусмотреть, что при наличии определенных оснований лишение специальных, воинских, почетных званий, классных чинов и государственных наград может иметь место по решению того государственного органа, который их присвоил или принял решение о награждении.

Одновременно в УПК РФ следовало бы закрепить положение, согласно которому суд при осуждении лица за особо тяжкое или тяжкое преступление направляет копию приговора в государственный орган, присвоивший лицу до осуждения специальное, воинское или почетное звание, классный чин и государственную награду.

Положение ст. Если присвоение ученого звания еще как-то увязывается с моральной оценкой личности соискателя, то присуждение ученой степени осуществляется по полученным соискателем научным результатам своего исследования.

Поэтому выдвигавшиеся ранее предложения о лишении ученых степеней и ученых званий мы признаем необоснованными. Не вправе суд лишить осужденного званий, чинов и наград иностранного государства. Иной подход должен быть к решению вопроса о возможности лишения осужденного звания, ордена или медали, которыми он был награжден государственными органами СССР.

Так как Российская Федерация является правопреемником СССР, данный вопрос должен решаться по тем же правилам, что и в отношении российских званий, чинов и наград. Рассматриваемое наказание связано главным образом с моральным воздействием на осужденного, хотя оно влечет и определенные ограничения имущественных прав осужденного, поскольку он лишается некоторых льгот и преимуществ, связанных с соответствующими званиями, чинами или наградами.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград редко применяется на практике. Это обстоятельство как раз и свидетельствует в пользу исключения его из системы уголовных наказаний. За последние годы оно назначалось в Республике Татарстан одному-трем осужденным.

Понятие штрафа как вида уголовного наказания. В первоначальной редакции УК РФ предусматривалось два вида наказания , ограничивающие право собственности осужденных, — штраф и конфискация имущества.

Однако Федеральным законом от 8 декабря г. Штраф — один из древнейших видов наказания. Он известен уголовному законодательству всех современных государств. Судя по месту штрафа в перечне видов наказаний и в санкциях норм Особенной части УК РФ, он признается самым мягким видом наказания.

Сравнительная строгость штрафа, по нашему мнению, может быть, поставлена под сомнение в связи с увеличением его размера до млн руб. Штраф как вид наказания заключается в денежном взыскании, назначаемом в пределах, предусмотренных законом ч.

Установление размера штрафа в законодательстве. Размер штрафа в соответствии со ст. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня г. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс.

Для этой категории лиц штраф назначается в размере от 1 тыс. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Порядок определения размера штрафа в отечественном уголовном законодательстве неоднократно изменялся. В некоторых случаях законодательством за отдельные преступления могли устанавливаться и более высокие размеры штрафа.

В соответствии с внесенными в г. В первоначальной редакции ч. Отказ от исчисления штрафа в твердых суммах и его установление в зависимости от соответствующего количества МРОТ были обусловлены весьма высоким уровнем инфляции в России, имевшим место в е гг.

В дальнейшем некоторое снижение ее уровня дало основание законодателю вновь вернуться к исчислению штрафа в твердых суммах. Как представляется, он поспешил с таким решением; если учесть, что в г. Хотя следует также отметить, что значительное повышение размера штрафа позволяет рассматривать его в качестве достаточно реальной альтернативы лишению свободы.

Впервые также размер штрафа дифференцирован в зависимости от категории совершенного преступления. Штраф в размере заработной платы или иного дохода, определенного за период свыше трех лет, может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В мировой практике используются различные способы исчисления штрафа. Можно выделить три основных способа исчисления размера штрафа:. В Англии и некоторых бывших английских колониях Нигерия, Кения и др.

Следует при этом руководствоваться положениями Великой хартии вольностей о том, что наказания не должны быть чрезмерными. Если же преступник действовал из корысти, то судья дополнительно к лишению свободы может приговорить его к штрафу.

А если закон предусматривает альтернативно лишение свободы или штраф, то судья в каждом случае может совместить оба наказания ст. По УК Испании сумма штрафа устанавливается в размере более двух месячных заработных плат либо пропорционально причиненному ущербу ст. А в УК Франции предусмотрено, например, наказание в виде штрафо-дней п.

Если проступок карается тюремным заключением, суд может назначить наказание штрафом в виде штрафо-дней, состоящее в том, что осужденный должен внести в казну сумму, общая величина которой получается в результате назначения судьей ежедневного взноса в течение определенного числа дней.

Размер каждого штрафо-дня определяется с учетом доходов и обязательств подсудимого; он не может превышать 2 тыс. Число штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния; оно не может быть больше ст. УК Франции устанавливает размер штрафа в абсолютном денежном выражении.

Штраф в кратном размере причиненного ущерба или извлеченного преступного дохода предусматривается в ряде статей УК КНР и во многих санкциях уголовно-правовых норм в США. В отдельных статьях в уголовном законодательстве США закреплены два вида штрафа — в твердой денежной сумме и в кратном размере причиненного ущерба. Штраф как основное и дополнительное наказание.

Штраф может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Причем он обычно указывается в альтернативных санкциях, как правило, наряду с обязательными работами , исправительными работами , арестом и ограничением свободы.

Уголовный кодекс РФ Глава 9 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

уголовные наказания ук